Главная  >  Испания  >  Культура Испании. Живопись    |  

Культура Испании. Живопись

Испания   |  

Испания подарила миру много великолепных художников

Испания — необыкновенно красивое государство на юго-западе Европы с богатой историей. Эта страна подарила нам страстный танец фламенко и гаспачо. Испания подарила миру много великолепных художников.

Говоря о живописи Испании, историки выделяют вторую половину XVI—XVII вв., называя этот период «золотой век» живописи испанской. До этого момента художники лишь неудачно подражали мастерам эпохи Ренессанса, а инквизиция ограничивала их в своих действиях. Например, нельзя было изображать обнажённое женское тело.

Один из ярких представителей этого периода – Луис де Моралес. Родился около 1509 года, но полная биография этого художника малоизвестна, историки спорят о его происхождение до сих пор – Бадахос или Севилья. В его творчестве можно прочувствовать сильное влияние Рафаэля и Микеланджело. Работы Луиса де Моралеса носят исключительно религиозный характер, они наполнены абсолютной гармонией и приятностью колорита. Луис писал свои работы медленно, аккуратно. Он старательно придерживался канонов, стиля испанских старейших иконописцев. Самыми знаменитыми работами этого живописца являются «Скорбящая мать» и «Спаситель, привязанный к столбу».

Второй представитель испанской живописи «золотого века» – Эль Греко. Он считается главным достоянием этого периода. Художник родился на острове Крит около 1541 года, а его имя при рождении было Доменико Теотокопули. Своё обучение художественному мастерству он начал на родине, а в 1565 году он обучается у Тициана в Венеции. Эль Греко приобретает здесь огромный опыт – он осваивает манеру свободной живописи. В его работах того времени чувствуется влияние Тициана, благодаря которому живописец приобщается к маньеризму – литературно-художественному стилю XVI — первой трети XVII века. Расцвет творчества Эль Греко и полное его формирование в художественном мире происходит, когда возвращается в Испанию, останавливается в Мадриде. В 1577 г. Эль Греко получает заказ на одну из самых известных его картин - «Раздирание одежд Христа». Изображает Эль Греко Христа среди толпы возбуждённых людей. Они заполняют все пространство картины: тут и рыцари в железных доспехах, стража с копьями, юноши и старцы, облачённые в разноцветные ткани. Сам Христос находится в центре полотна, покрытый ярко-алой тканью. На картине чувствуется беспокойство, напряжённость. Пытаясь передать настроение происходящего, Эль Греко противоречит канонам изображения религиозного сюжета, что не понравилось заказчикам. Они упрекали его в вульгарности чрезмерной. Лишь несколько позже Эль Греко сумел получить деньги за работу через судебное разбирательство. Скончался он 7 апреля 1614 и похоронен был в Толедо. Творчество живописца Эль Греко сложно и не всегда и всем понятно. В своих работах он с успехом сочетал реальность и религиозные мотивы. Его сильной стороной – был портрет. Ему с лёгкостью удаётся изображать людские лица, наполненные болью и грустью, радостью и мучениями. Самые известные работы Эль Греко это «Вознесение богоматери», «Вид Толедо в грозу». Эль Греко – один из последних представителей европейского маньеризма.

Диего Веласкес родился в семье местных уроженцев, а предки его были из Португалии. Его способности к изобразительному искусству проявились в возрасте раннем. По достижении десяти лет, определили Диего в мастерскую к известному на тот момент художнику. Но, однако, пребывал он в мастерской недолго. В 1617 году сдал экзамен на звание мастера и в скором времени его приняли в гильдию живописцев. На художника и его мастерство огромное влияние оказала жизнь при дворе королевском, которая дала возможность Диего понимать чувства людей, скрытые под маской этикета. Портреты парадные особ королевских, отличались сдержанностью поз, королевскими манерами, великолепием одежд. Веласкес в свои последние годы жизни написал самые известных его работы — «Менины» и «Пряхи». В своих работах Диего стремился максимально передать целостность образов, единство всех элементов. Интересной особенностью художника является то, что он никогда не использовал перед написанием картины предварительных набросков. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года и похоронен был в Мадриде в церкви Иоанна Крестителя.

Следующим, но не менее выдающимся представителем испанской живописи XVII в. был Бартоломео Эстебан Мурильо. Родился в декабре 1617 в Севилье, где и прожил всю последующую жизнь. Ребёнок рано остался один( в 1627 умирает родители). Желание шлифовать и совершенствовать своё мастерство привели его в Мадрид, где Диего Веласкес наставлял его. Свободная техника Диего очень сильно повлияло на дальнейшее творчество Мурильо. Получив достаточное количество знаний и опыта, Мурильо возвращается в Севилью, где получает крупный заказ от монастыря на изготовление 11 картин, именно благодаря этим картинам к нему и пришла известность. В 1682 году, художник на некоторое время покидает Севилью, чтобы поехать в Кадис для исполнения заказа монастыря. Мурильо должен был написать огромную картину для алтаря«Обучение св. Екатерины». По стечению обстоятельств, художник получает тяжёлую травму, упав с подмостков. Он возвращается в Севилью, где вскоре умирает, не перенеся увечья, а заказ монастыря дописывает его ученик. Работая над своими картинами, Мурильо вдохновлялся родиной – Испанией. Его работы пользовались успехом у различных слоёв общества, он был интересен многим. Многие завидовали, кто-то подражал. Его называли новым Рафаэлем, что не могло не льстить. Его образы народа лишены дерзости, грубости и силы. В своих работах Мурильо пытался максимально показать окружающий его мир и его чувства, отношение к тем или иным образам. Самыми известными работами художника считаются «Мальчик с собакой», «Святой Исидор Севильский» и другие.

Кроме этих живописцев существовало ещё много других талантливых художников, но если выделять из испанской живописи "золотого века "наиболее ярких, приметных личностей", то это будут именно Луис де Моралес, Эль Греко, Диего Веласкес и Бартоломео Эстебан Мурильо. Это художники, которые создали целостный, законченный образ живописи конца XVI—XVII вв.

Рекомендуемые статьи: